Культовый шутер Grand theft auto San Andreas завалил игроков миссиями и сотнями видов транспорта В 2004 году на авансцену мировой игровой индустрии колобком выкатился новый продукт под названием GTA: San Andreas. Именно этому событию сериал был обязан взлётом на высоту, недоступную для конкурентов. Грамотно подогретый интерес и запредельный градус ожиданий дали свой результат. Геймеры бросились раскупать копии, игра была принята на ура, многомиллионный тираж разошёлся, как горячие пирожки.
Трёхмерный шутер с элементами аркадного автосимулятора создала Rockstar North. В РФ заполучить игру официально стало возможным лишь в 2010-м.
Она переносит пользователя в лихие девяностые, по удивительному совпадению заполонившие американские штаты, как и российские губернии, ужасающей преступностью.
Сюжет
Чернокожий парень по имени Карл Джонсон (CJ, или, по-нашему, Си-Джей) происходит из бандитской семьи. И все его дружки детства – отморозки. Лет пять он скрывался от собственного брата, который подозревал его в смерти их общего младшего братишки, и вот теперь, когда их мать убита, Карл решает вернуться в родные края – в Лос-Сантос. Ну и вместе с игроком накачать себе на голову тысячу гембелей.
И первый случился прямо на выходе из аэропорта, где его сцапывают копы, а таксист увозит его багаж в неизвестном направлении. На этом дело могло бы и закончиться, но чернокожие полицейские после задушевного разговора с нашим героем выкидывают его из машины вон. Гуляй себе на просторе, бро! Ну и понеслось!
Одни за другими следуют рокировки и стычки уличных банд, бодающихся за передел территорий, любовные страсти, погони и перестрелки, надувательство и отъём денег, убийства и всё такое. В клубок завязаны наркокартели, хиппи, игорный бизнес, коррумпированные фараоны и правительственные агенты под прикрытием.
Разработчики развернули перед геймерами огромный, открытый и разнообразный игровой мир, запихнув туда максимум миссий, стилей и историй. Попробуй запомни имена боссов и шестёрок всех этих латиноамериканских, вьетнамских, китайских, колумбийских преступных кланов.
В банду Си-Джея, например, входит брат его Шон по кличке Свит (Сладкий), сестра Кендл, а ещё Джеффри, Мелвин, Харрис, Лэнс. Надо различать ещё и врагов – так, лидером конкурирующей группировки является Цезарь Виалпандо, он же любовник Кендл (сестры главного персонажа). Кочилось тем, они с Карлом побратались и стали плечом к плечу сражаться с бандами «Лос Сантос Вагос» и «Баллас».
Вскоре Свит отправляется в тюрьму. Туда засадил его нечистый на руку, продажный коп Тенпенни, тип ну совершенно беспринципный и циничный. И теперь ради спасения брата, попавшего в беду, Карл должен выполнять приказы этого коррумпированного офицера.
Что любопытно, Тенпенни уличают таки во взяточничестве, но он ловко отмазывается, что приводит к массовому бунту жителей Лос-Сантоса. Событие знаковое! Оно списано с реального случая, произошедшего в Лос-Анжелесе как раз во время создания игры. К слову, герои GTA:SA разговаривают голосами голливудских актёров, рэперов и музыкантов. Авторы замахнулись на большее – ввели в действо порносцены. Правда, потом разгорелся скандал, и в итоге готовые копии из продажи изъяли, а спорные эпизоды вырезали.
Но ещё одно “ноу-хау” – грязную ненормативную лексику – создатели, к сожалению, отстояли, и потому San Andreas стала первой игрой в сериале ГТА, где персонажи матюгаются почём зря.
Карл пылает местью! Он мечтает прикончить Тенпенни, для чего натравливает на оборотня в погонах всех, кого получится. Попутно ему удаётся сделать что-то путное: ликвидировать картель наркодилеров. Вскоре Свит и Карл нападают на след врага и гоняют Тенпенни по улицам города. Затравленный коп не справляется с управлением и сигает на своей тачке с высоченного моста. В финале семейка Джонсонов восстанавливает разорванные узы и радуется хэппи энду. А довольный Карлуша, чувствуя себя хозяином положения, говорит в пространство: «Метнусь-ка я на район, гляну, как там!?»
Геймплей
Действие полностью соответствует жанру экшена и автомобильного симулятора. Игроку позволено стрелять из всего, что окажется в руках, и биться врукопашную. Можно угонять авто, байки, мопеды, велики, квадроциклы, лодки, вертолёты, катера, авиалайнеры, поезда и реактивные ранцы, несущие героя по воздуху.
Для прохождения игры нужно справиться с выполнением миссий. Хотя это и не обязаловка. Вне заданий геймер волен делать что вздумается, в том числе и беспредельничать: воровать, грабить, взрывать, поливать огнём из любых стволов. Хотя всё это ему не пройдёт даром: стражи правопорядка откроют на него сафари. И если за мелкие преступления его начнёт отлавливать местный шериф, то за наведение большого шороха на его поимку подтянутся крупные силы правопорядка, включая спецназ и правительственные войска под прикрытием авиации и танков.
Если надоедает возня в основной игре, пользователь может найти себе нишу потише: мини-игры и побочные миссии. Можно повкалывать шахтёром, заняться перепродажей угнанных машин, покрутить баранку в роли дальнобойщика и посидеть в образе машиниста у панели управления электропоезда, развлечь себя профессией таксиста, в качестве пожарного потушить возгорание, в униформе врача скорой помощи спасти жертв аварии, ну и, встав на сторону властей, погоняться за бандитами. Или найти себе деваху и закрутить с ней роман. Более того, желающие могут виртуально приобрести навыки вождения катерами, пилотирования лётным транспортом. Игра благоволит к альтруистам и начисляет им нехилые бонусы.
Мрачный криминальный мир здесь не особо давит, так как постоянно разбавляется приколами, шутками и комическими персонажами. Карлу попадаются на пути то нервные тётки, то карикатурные гангста-рэперы, смешными хиппи и нелепые секретные организации.
Улучшения
Неоспоримо успешная линейка GTA – это цепь, где каждое звено в чём-то повторяет прежнее и в то же время от него отличается. В предыдущей серии был огромный букет возможностей, а в Сан-Андреасе разработчики увеличили его до клумбы. Так, вне машины игроку и его персонажу разрешено бегать, прыгать, ходить и плавать, чего не было в предыдущих сериях. А также удирать и догонять на велосипедах, тягачах без прицепов, мотоциклах, эвакуаторах, комбайнах, квадроциклах, самолётах, истребителях, поездах и с помощью реактивного ранца. В игру втиснуто двести видов транспорта! Сан-Андреас называют «бесшовным», потому что геймеру предоставлена возможность перемещаться без всяких пауз.
Он волен свободно двигаться в пространстве, а не быть приклееным к сиденью авто:плескаться, нырять, перелезать через заборы. Игрок может стрелять из двух пушек одновременно. Или рулить тачкой, а его подельники вести огонь на поражение. Кто хочет, тот цепляет маячок на карту для лучшего ориентирования в безграничном мире Сан-Андреаса.
По желанию игрока можно изменить внешность героя, купив ему шмотки в магазинах Сан-Андреаса. Причёски и тату – на выбор! Поесть-попить – вот вам забегаловки, столовки, бары и ночные клубы, автоматы, продавцы уличной еды. Но если Карл переест, то его стошнит, а если обжорство перейдёт в привычку – растолстеет и потеряет мобильность. В случае, если, наоборот, будет забывать о еде, то совсем ослабнет. Так что глаз за ним нужен да глаз!
Си-Джею позволено учиться единоборствам, причём трём стилям – это просто вау! Ещё новая деталь: Карл словоохотлив! Рокстаровцы утвержадют, что он способен выдать в разговорах аж четыре тысячи строк.
Улучшением можно назвать и влияние на геймплей искусственного интеллекта. Геймер уже не способен укокошить человека белым днём при скоплении людей. Нет, они не отмолчатся, а будут звонить в полицию и кричать о помощи, а кто-то даже попытается повалить и скрутить стрелка. Сложнее стало и грабить дома, так как жильцы не прочь оказать сопротивление. Приземление истребителя на оживлённой площади обязательно вызовет страшную панику, а не безучастность и равнодушие.
Мультиплеер
Маркеры кооперативного режима для двух геймеров есть в ряде регионов Сан-Андреаса. Если один приблизится к маркеру, а другой нажмёт на контроллере любую кнопку, включится спецрежим, идентичный «Миссиям ярости» в ранних частях серии. Геймерам предлагается кататься на тачке или передвигаться на своих двоих. Оба управляемых героя на мониторе действуют одновременно, поэтому вынуждены находиться рядом.
Оружие
Вооружения делятся на категории и типы. У главного персонажа оружие – лишь одно каждого типа. В пылу сражения в ход может пойти всё, что угодно. Но официально предусмотрены следующие наступательно-оборонительные орудия. В рукопашном бою – кулаки и кастеты. В ближнем: бейсбольная бита и резиновая полицейская дубинка, клюшка для гольфа, лопата, нож, катана, бензопила и роликовая доска.
Огнестрельное оружие представлено набором пистолетов, кольтов, пулемётов, дробовиков, автоматов, длинноствольных ружий и винтовок, огнемётов разных модификаций. Есть и метательные штуки: гранаты, коктейли Молотова, слезоточивый газ и взрывчатка с дистанционным управлением, ну и реактивный ранец. По способу управления ранец смахивает на вертолёт, поэтому особых знаний по обращению с ним не требует. Летать высоко не получится, поскольку оснащён он не мощными турбинами или пропеллерами, а маленькими реактивные соплами. Зато в полёте можно палить из пистолета-пулемёта.
Вспомогательная линейка предлагает баллончики с краской, огнетушитель, парашют, тепловизор, прибор ночного видения, и много ещё чего.
Поощрения
GTA San Andreas начисляет кучу звёзд за те или иные преступления. Одну звезду дают за битьё прохожих и угон авто под носом у патрульных и копов. Две – за убийство копа, подрыв его тачки или массовый расстрел граждан. Три – за ликвидацию шестерых федералов или колонны их машин. Четыре звезды присуждают, если грохнуть двенадцать ментов и сжечь вертолёт. Пять – за уничтожение трёх десятков стражей закона и трёх вертолётов.
А за шесть звёздочек требуется лишить жизни полсотни полицейских и превратить в груду металла пять-семь вертолётов. Игрока в этом случае преследуют солдаты на военных грузовиках и танки. Вот так людей исподволь приучают к организованному противодействию властям.
Саундтрек
В GTA SA не смолкает музыка девяностых. На любителя, конечно. Для атмосферности. Склонные к ностальгии игроки того поколения с удовольствием слушают и электронщиков “Депеш Мод”, и Оззи Осборна, и рок-группу “Крим”, и рэпера Снуп Дога, и исполнителей альтернативного металла Faith No More, и Soundgarden, Alice in Chains, Stone Temple Pilots и других.
Заключение
После дебюта GTA: San Andreas минуло без малого двадцать лет. Конечно, нынешние технологии ускакали далеко вперёд. Шероховатости в игре заметны невооружённым глазом. К примеру, авиалайнер на бреющем полёте состригает крыши и падает. И тем не менее у этого шутера – в целости и сохранности масса привлекательных черт, наиболее козырным из которых является размер игрового мира.
Авторы наворотили целый штат с радикально непохожими городами: Лос-Сантос с его нищими негритянскими районами и кварталами роскошных особняков списан с Лос-Анжелеса. Сан-Фиерро с его горными ландшафтами и паутиной трамвайных линий срисован с Сан-Франциско. Сквозь помешанный на азартных играх и казино Лас-Вентурас просвечивает Лас-Вегас. Между мегаполисами живописными горстями насыпаны деревни. Обнесена неприступной оградой секретная военная база. Есть заброшенное кладбище самолётов вроде реального в Аризоне.
Окружающий мир стал казаться намного живее, чем в предыдущих сериях. Безбашенные лихачи, наглые хамы, сельские простаки на стареньких драндулетах словно шагнули в игру с реальных улиц. Симуляция окружающего мира заслуживает аплодисментов, о графике так и хочется сказать: прорывная. По детализации сюжета, пестроте неожиданных и грамотно подобранных миссий, равно как и по масштабу мира ни одна игра подобного жанра не сравнится с похождениями Си-Джея. Игра легко переводит воздушные бои в морские погони, а те заканчиваются бесшумными вылазками. Персонажи без труда гоняют на всех видах транспорта, перечислять которые замучаешься. Нон-стопом длящиеся авантюры и злоключения Карла Джонсона нисколько его не утомляют, и каждое новое задание вызывает у него характерный блеск в глазах. Всё это продолжает делать GTA: San Andreas бомбической игрой.
Наталия Розамирина
На нашем проекте в разделе форум вы сможете найти всё необходимое для настройки вашего игрового клиента.