DooM 3 - битва одиночки со всеми силами ада, окопавшимися на Марсе Планета Марс, как известно, символизирует воинственность. Сочинители стрелялок воспользовались этой подсказкой и замутили на красной планете кровавую войнушку. Речь идёт о студии id Software, которая воплотила эту идею в научно-фантастический шутер от первого лица DooM 3. А издала продукт в 2004 году компания Activision.
Разработчики исходили из того, что геймеры жаждут как можно более лихо закрученного сюжета и безупречной режиссуры. Для крутости сценария был приглашён опытный в этом плане писатель Мэтью Костелло, который, однако, особо не заморачиваясь, взял за основу первые серии Doom и переписал их в жанре хоррора, вдохновившись прогремевшими тогда «Чужими» Кэмерона и «Живыми мертвецами» Ромеро. Так шутер стал одним из самых адских ужастиков тогдашней, да и, наверное, нынешней игровой индустрии.
Невероятно, но факт: сиквелы вроде DooM 3, едва родившись, обречены на вечную жизнь. Причина очевидна – они воздействуют не столько на умы, сколько на сердца и нервную систему игроков. Ну любят некоторые граждане пощекотать себе нервишки на ночь глядя!
И хотя подходит к концу второе десятилетие существования третьего Дума, он по-прежнему держится на плаву за счёт устойчивого круга фанатов, которые снисходительно относятся к устаревшим графике, звуку и сюжету, так как запали на эмоции.
Сюжет
Итак, геймеру предлагается в качестве супергероя отправиться в грядущий 2145 год. Место действия – планета Марс. Конкретно – космическая база корпорации Union Aerospace Company (UAC), на которой происходит что-то жуткое, и игрок во всё это ввязывается.
Что ж, в путь! Играть предстоит за хорошего парня – американского десантника, заброшенного на красную планету на подмену пропавшему коллеге. В группу сопровождения входят довольно мутный бизнесмен-советник Сван и его блондинистый телохранитель Кэмпбелл с кейсом, в котором хранится искусственная молния, запакованная в зелёный огненный шар под названием BFG.
Сначала действие происходит в штатном режиме: часовые направляют новоприбывшего к офис, затем в штаб-квартиру, где геймеру дают первое задание: исчез учёный, которого надо разыскать. Однако уже на этом этапе игрока не может не настораживать обилие подозрительных кровавых следов повсюду.
И тут начинается свистопляска. Выясняется, что корпорация влезла в какую-то несанкционированную деятельность по поиску источников кислорода, воды и водородного топлива на неразведанной локации. И в результате неудачного эксперимента полусумасшедшего учёного был открыт портал в иное измерение, а проще – разверзлись врата преисподней. И откуда толпами повалили адские души.
Тысячи их немедленно вселились в тела солдат и сотрудников комплекса, а вытекшая вслед за этой оравой некая органическая субстанция заплела-залепила все коммуникации. В итоге исследовательская станция оказалась доверху набита импами, фантомами, какодемонами, зомби и прочим набором чудовищ.
Игроку нужно собрать в кучку все свои лучшие качества и быть начеку, потому что его персонаж стал объектом охоты всех этих инфернальных существ.
Геймплей
Следуя канонам жанра, геймер исследует уровни, двигаясь от отсека к отсеку, поворачивая в закоулки и закутки, пробираясь, озираясь и методично отстреливая набегающих монстров и зомби. Ещё ему надо успевать собирать оружие, броню, боеприпасы и аптечки.
Для усложнения и без того нелёгкой задачи уничтожения нечисти геймер может попытаться победить несколько боссов.
Герой где перебежками, где крадучись продвигается вперёд. Он знает: впереди его подстерегает что-то ужасное, неизведанное. Фонарик высвечивает трубы, пульты, коммуникационные тоннели, вентиляционной шахты. Мимо проносятся десятки ног, а уже через минуту слышится чавканье – кого-то пожирают. Пучок света скользит по стенам, вверх – а там с потолка свешивается выпотрошенное тело. И что-то подобное творится на каждом шагу.
В первые часы игра вызывает прилив эйфории от осознания своего беспримерного героизма. Однако со временем безостановочная пальба по нелюдям и блуждание по лабиринтам коридоров начинает утомлять. Раз за разом приходится вламываться в очередное помещение, крошить в хлам выскочивших врагов и, конфисковав оружие с аптечками, двигаться дальше, где после закоулков вновь ждёт комната с порцией монстров, следующее рубилово и сбор трофеев. И снова - сеть коридоров, и опять мясорубка.
Уровни в игре напоминают рельсы без всяких фантезийных ответвлений. Ближе к финалу игрок и его морпех должны вернуться в главный коридор. Если повезёт, то по ходу геймплея перед ним выскочит видео с заданием типа “следуйте в пункт В и получите доступ в блок С”.
Однако в игре предусмотрен не только отстрел местной фауны, но и упражнения для интеллекта в виде необходимости открыть дверь с кодовым замком, за которой ждут боеприпасы или аптечка. Шифр к замку надо ещё найти. Где? А в карманных гаджетах убитых упырей. Там же можно раздобыть информацию о самом обладателе ПК, прочесть его электронную почту и получить доступ в очередную комнату.
DooM 3 буквально пропитан животным ужасом перед каждой тенью. В любой миг на голову может свалиться какое-то из порождений Пекла, из каждого щели вылезти зомбак. Любой звук предупреждает об опасности. Убив врага, надо непременно поверженную нечисть для подстраховки полить очередью. Появление монстра - всегда неожиданность, расслабиться и передохнуть игроку не дают.
Оружие
От убойных средств в игре глаза разбегаются. В ход идут кулаки, пистолеты, пулеметы, базуки, гранаты, мощнейшие плазмаганы и ракетницы. Для особо устрашающих сущностей предусмотрена бензопила*, которая превращает нежить в кровавую кашу. Ну и оружием судного дня можно назвать футуристическое **BFG – Big Fragging Gun, при надобности высвобождающее колоссальную разрушительную энергию.
Бестиарий
Враги в третьем Думе разнообразны, самобытны и поражают изобретательностью их создателей. Все эти страшилища – законченные убийцы. Некоторые хитры, другие безмозглы. Единственная цель их существования – служить Аду и и сметать всех, кто мешает насаждать зло.
Зомби обычные – это бывшие ученые и работники базы. Они тупы и неуклюжи, атакуют в лоб, двигаются медленно. Однако могут взять количеством и нанести серьезный урон. Зомби толстые нападают исподтишка, реактивны, умеют уворачиваться и наносят существенный урон). Зомби охранники – это бывшие сотрудники службы безопасности UAC, хорошо экипированы и вооружены, не растеряли боевых качеств, устраивают засады, ловко уходят от огня. Эти опасны. Способ их ликвидации – стрельба из автомата и плазмагана по головам. Импы прямиком явились из Ада. Это идеальные десятиглазые боевые машины, покрытые кожей, с молниеносной реакцией, увёртливые, дерутся лапами и когтями, атакуют парами. Пинки – это полумеханические, неимоверно сильные монстры, спереди живые, сзади – машины. Нападает с разбега, их атаки ураганны. Лучше стрелять в них в момент разбега. Коммандосы – мутанты морских пехотинцев. Они чрезвычайно опасны. Вооружены рукой-щупальцем, которой способен схватить и притянуть к себе жертву. Против них эффективны плазмагана и ракетница. Личинки – это двухголовые гуманоиды, метающие плазму. Эти любят делать засады целой группой, прижавшись к полу. Вёрткие, но хилые, берут количеством. Их лучше отстреливать из автомата с осторожным отступлением. Главное, не дать себя окружить, иначе могут забить насмерть. Привидения умеют телепортироваться. Атакуют стаями, в лоб. Лезвиями-лапами наносят серию ударов и исчезают. Способ борьбы – стрельба в телепортационный портал фантома в момент его появления, или в когда он недопоявился. Ревенанты – это гуманоиды с самонаводящимися ракетами. Сквозь их плоть просвечивает скелет. На их плечах – две пусковые установки. Наносят значительный урон. В бою против них важно выдержать дистанцию для маневров. В ход против них идёт пулемёт, плазмаган, ракетница. Трайты – это пауки с человеческой головой, в качестве еды использующие спелёнутых паутиной людей. Безмозглы, но вредоносны, ибо нападают стаей. Арчвайлы - гуманоиды с эффектом пирокинеза. Изрыгают пламя и поражают цель волной огня. Манкубусы – огромные, неповоротливые, но мощные, массивные и трудно уничтожаемые монстры с плазменные пушками на верхних конечностях. В фатальных случаях против можно применить BFG. Рыцари ада - громадные неповоротливые гуманоиды со здоровенными мускулами, умеющие генерировать сгустки плазмы. Какодемоны - летуны, которые плюются шарами пламени. Черубы - мелкие сущности с детскими головами и крылышками для подскоков. Нападают кучей. Причиняют когтями. На длинных дистанциях лучше загасить их гранатой. Потерянные души представляют собой женские головы с кинжалоподобными зубами, вооружённые реактивным двигателем с форсажем. Носятся стаями, маневренны. При визуальном контакте стоит сохранять спокойствие. Охранник - безглазое чудовище огромного размера, стржж Куба Души в преисподней. Он атакует волнами огня. Вагари – великанская паучиха с получеловеческим телом, королева маленьких трайтов. Атакует телекинезом, силой мысли кидает в жертву чем попадя. Легко убивается несколькими выстрелами из дробовика или плазмагана. Сабот – это бывший робот-ремонтник UAC, ныне киборг на гусеничном шасси. Силами Ада он был сращён с начальником службы безопасности Келли. В итоге именно Сабот атаковал и смертельно ранил советника Свана и его охранника Кэмпбелла, ну и забрал чемоданчик с BFG. Теперь все усилия ада сосредоточены на нашем морпехе, единственном оставшемся в живых человеке. Кибердемон - это главный инфернальный босс, повелитель всех тварей. Оснащён пусковой ракетной установкой, имплантированной в руку. Единственное оружие, могущее победить его – Куб Души, но оно находится в его власти. Этот тип полон решимости захватить наше измерение, для чего он собрался открыть Дыру Ада. Задача геймера – не допустить этого!
Графика
Почти двадцать лет назад фантастическая графика DooM 3 ничего, кроме поросячьего восторга и телячьей нежности, не вызывала. И картинка действительно на два порядка превосходила все аналоги. Даже собравший мешок наград Unreal Tournament 2004 скромно стоял в сторонке. Аниматоры изобразили обитателей Пекла и зомби ну просто ультра отвратительными. Художники показали разницу в пластике: ожившие мертвецы двигаются дёргано и коряво, а вот, скажем, импы – плавно и танцующе.
И до сих пор у всех игроков вызывает эффект-вау тщательно прорисованная игра света и тени. Пляшущие на поверхностях отблески кажутся живыми. Фигуры, на которые падает свет фонарика, отбрасывают идеально выверенные тени в динамике. Кстати, у кого-то вызывает одобрение, а у кого недоумение, но все трупы в игре немедленно разлагаются.
Саундтрек
Звуковое сопровождение в DooM 3 – это отдельная песня. Иначе как шокирующим его не назовёшь. Игрока каждый раз заставляет вздрагивать то замогильное, утробное урчание зомби, то еле слышное постукивание по полу паучьих лапок, то чей-то жуткий смех, тошнотворное чавканье, шорохи, звуки резко возгоревшегося пламени, противный шёпот ушлёпка «Come here». Реальными кажутся лязг от выстрела картечи, звук перезарядки оружия, писк плазмомета, скрежет металла.
Музыкальный трек для шутера специально сочинила известная группа Nine Inch Nails. Команда NIN угодила – композиция "Doom 3 Theme",*** написанная Крисом Вренной и Клинтом Уолшем, усиливает адскую атмосферу использованием электроники, дарк-эмбиента и дрон музыки. Томную, в дрожь бросающую мелодию ***"Crude Sunlight"*** переделали для ещё большего сгущения тьмы. Голос в песне принадлежит Дженнифер Чарльз. В уровне **Hell Keep звучит хит группы Pantera "Mouth for War".
…Игра уже много лет держится на трёх китах: атмосфере мрака и ужаса, трудолюбиво прорисованной графике и обилии адской живности. И если в этот кошмар фанатеющие папаши не прочь затянуть своих подросших отпрысков, хотелось бы задать им один-единственный вопрос: вы хорошо подумали?
Наталья Розамирина
Статьи по настройке вы можете найти на форуме по ссылке.