Выживач зомби апокалипсис DayZ держит игроков бурей эмоций и победой над страхом смерти

В постапокалиптическом зомби-шутере DayZ люди сражаются с ходячими мёртвыми и отмороженными живыми. И изредка находят себе друзей.

2023.06.01            


Выживач зомби апокалипсис DayZ держит игроков бурей эмоций и победой над страхом смертиВыживач зомби апокалипсис DayZ держит игроков бурей эмоций и победой над страхом смерти Зомби по популярности далеко отодвинули инопланетян, монстров и вампиров. Геймерам стопудово легче их убивать – не жалко, ведь зомбаки – это ходячие трупаки. Постапокалиптический зомби-шутер DayZ, разработанный чешской студией Bohemia Interactive, сложно назвать обычной страшилкой. В этот фантастический, хардкорновый, катастрофический симулятор в рамках зомби-апокалипсиса люди погружаются целенаправленно, серьёзно и надолго.

С этими гуманоидами невозможно договориться. Они – людоеды. Но не сами рычащие каннибалы притягивают, а пережитая после посещения их мира буря эмоций! По возвращении в безопасные будни игроки ловят себя на том, что ностальгируют по сильным ощущениям. Более того, они начинают считать DayZ ламповым, атмосферным и всепоглощающим. И всё, что окружает геймера на карте шутера, отныне кажется ему до боли родным.

Вот почему этот изначально многопользовательский мод к военному симулятору ARMA 2, переросший в самостоятельную игру, так быстро стал фронтменом жанра и остаётся таковым спустя пять лет после его опубликования.

Игровой процесс и атмосфера

Зловещая эпидемия превратила большую часть населения этой местности в упырей. Они сохранили двигательную активность и рыщут в поисках незаражённых людей в качестве поживы.

Авторы сгенерировали тяжёлую атмосферу отчаяния, всеохватной предсмертной паники и паранойи. Игроделы и название месту действия придумали – не Черноамерика или Черноанглия, а Черноруссия.

Взору игроманов предстаёт громадное, под реализм косящее постсоветское пространство с двумя крупными городами, полусотней деревень и тремя военными базами. Для достоверности все дорожные указатели и вывески выполнены на русском языке. Черноруссия трансформировалась в зомбиленд, в новый Дикий Запад, населённый не только заражёнными, но и романтическими сталкерами-охотниками на них, а также бандитами-головорезами всех мастей, каждый из которых – только за себя. Кому-то из игроков крупно повезёт, если найдёт себе в пёстрой толпе играющих хороших друзей.

Кажется, будто жизнь здесь остановилась. На обочинах безлюдных дорог громоздятся разбитые тачки. В окнах пустых домов темно, магазины зияют провалами выбитых витрин. Людей не видно, они прячутся. Зато не скрываются, а всюду бродят, шаркая ногами, подпрыгивают, передвигаются на четвереньках, ползают, рычат и воют мертвецы.

Черноруссия гибнет в сумраке зомби-апокалипсиса. Горстка выживших в тусуется на берегу моря, откуда персонажи отправляются на поиски приключений. У каждого из них свой нехитрый комплект снаряжения, состоящий из пистолета Макарова, патронов, еды-воды и аптечки.

Их подстерегает главная опасность – зомби трёх видов. От бегунов защитить может военный ангар, где они теряют мобильность, от прыгунов и ползунов – чистое поле по той же причине.

Выживание

Всё же как выжить? Об этом позаботились авторы. В квартирах и магазинах ещё завалялись консервы. В больницах сохранились лекарства и контейнеры с кровью для переливания. Из озёр можно набрать воду в фляжки. В схронах, устроенных в деревенских амбарах, случается раздобыть оружие.

Для успокоения нервов придумана и альтернатива добыче пропитания. Можно поохотиться на кабана,зайца, оленя, застрелить корову наконец и подкрепиться красным мясом. Правда, сперва тушу освежевать, для чего нужен кухонный нож. И спички для костра. И дровишки. Если их нет поблизости, придётся отыскать топор и топать в лес. Там же, в чащобе, можно набрать грибов. А на импровизированном огороде насажать овощей.

Голод и жажда выгоняют людей из укрытий и лесов и вынуждают делать вылазки в цивилизацию, хоть там и ошиваются зомби, которые при малейшем подозрительном шуме, звуке или выстреле замирают, прислушиваются и всем стадом к бегут к добыче, чтобы её слопать. Удирать нужно как можно быстрее, но упыри всё равно догонят.

К примеру, индикатор голода и жажды показывает, что персонаж находится в предобморочном состоянии, настолько он ослаблен. У него мутится в голове. И тут на мушке у него возникает только что поевший и попивший человек, у которого в рюкзаке полно продуктов и воды.

Увы, встречи с живыми людьми в шутере DayZ оказываются порой гибельнее, чем битвы с тупоголовыми, однако предсказуемыми упырями. Ведь это может быть не сталкер, а отмороженный на всю голову бандит. Вот и получается, кто на опережение выстрелит, тот и выживет. Те, кто любит улаживать дела миром, живут в DayZ мало. И уже не жалко становится эту насквозь прогнившую безнравственную цивилизацию, где человек человеку – только враг.

Дружеские союзы здесь недолговечны, а предательство – сплошь и рядом. Единственная надежда на сохранение лица – это игра в паре со своими знакомыми, что страхует от подлой пули в спину. Что касается незнакомцев, то при встрече с ними лучше попятиться, отойти подальше и скрыться, либо глянуть в чат, – может, этот человек как раз знакомец

Техническая составляющая

Технически DayZ организован весьма интересно. Мир разбросан по десяткам серверов с ограничением – по пятьдесят геймеров на одном. В сеттинг это вписывается нормально, поскольку постапокалипсису не присуща многолюдность. Герой, которым манипулирует игрок, сохраняется при переходе между серверами, как и весь его скарб в рюкзаке. Можно даже перетащить тачку.

В шутере симулируются холод, жажда и голод, боль и кураж выплеском адреналина, ранения, кровопотери, обмороки, переломы, шоковое состояние. За основной показатель здоровья взято кровяное давление. При кровотечениях и ударах зомби, от голода и жажды оно падает. Тогда на помощь приходят бинты и инъекции морфина. Но нужна кровь для переливания, которую надо искать в больницах. Да, для этой медицинской процедуры необходим помощник.

Часто игрок, чей персонаж находится при смерти, решает, что тому проще умереть и сразу возродиться. Но жалко бросать героя, к которому успел прикипеть, да и нажил кучу вещей и оружия, а в активе – много убитых зомби. Карманы оттопыривают мощный ствол с военной базы, карта, очки ночного видения, навигатор. Неохота терять столько добра.

Но если в команде есть хороший напарник, то он сможет подобрать наиболее ценные вещи павшего соратника и затем возвратить их другу, когда тот в новой инкарнации преодолеет полкарты.

Можно прожить в DayZ от минуты до недели, однако гибели не избежать. В Черноруссии нет идеального убежища. Даже самые экипированные не застрахованы от невесть откуда взявшегося зомби, коварного снайпера или пули-дуры в случайной перестрелке.

Чему учит игра?

Страшным штукам. Лишний раз не высовываться. Уметь затаиться и не шевелиться. Кидать консервные банки – так можно отвлекать зомби от места своей лёжки. Не мчаться на шум боя. Не бросаться радостно навстречу незнакомцу. По первому порыву не кидаться кого-либо спасать. Если, валяясь в траве, игрок руками персонажа шманает рюкзак погибшего, а мимо летит другой бедолага с длинным шлейфом зомби, то кинуться ему на подмогу будет означать только одно: съедят обоих. Лучше дослушать крики догрызаемого, а потом, когда всё стихнет, наведаться туда и обшарить рюкзак несчастной жертвы.

Тут хочешь-не хочешь научишься ценить амбары, пустые дома, ангары за то, что зомби, войдя в замкнутое пространство, резко замедляются и их легче перестрелять. В DayZ бывают чудесные спасения и гибельные ошибки, взаимовыручка и предательство, терпение и хитрость. Можно даже глупейшим образом погибнуть, к примеру, впотьмах свалившись с башни.

Техника

Убежать от заражённых можно на одном из пяти транспортных средств. Например, на велосипеде, если он исправен. А вот попробовать починить бесхозный, брошенный на обочине джип или уазик – труднее. Завести грузовичок или автобус – почти невыполнимая задача. Для ремонта нужны запчасти и колёса, а также горючка. Поэтому одиночке даже думать о транспорте нечего, тут нужна слаженная команда. В случае устранения неисправностей спасают от нелюдей такие представители автопрома, как** грузовики рамные и с кузовом, междугородний автобус, гражданский седан и внедорожник**. Каждый со своим инвентарём.

Есть в игре и самое удачное решение проблемы безопасности передвижения! Для этого надо всего лишь привести в чувство вертолёт «Хьюи», но тут уже точно понадобится ударный труд целого коллектива сподвижников.

Оружие

С военной базы с риском для жизни можно попытаться стащить отличный автомат и ручной пулемет. С глушителем, конечно, а без него не стоит и брать, так как заражённые при первом же выстреле сбегутся со всех концов. Но когда закончатся патроны, придётся возвращаться сюда же. Винтовка «Ли-Энфилд» при всей её крутости лежит невостребованной – грохот от неё привлечёт всех окрестных упырей. Многозарядный «Винчестер 1866» – намного более тихий, да и патроны к нему можно отыскать в любом амбаре.

Лёгкие и компактные полуавтоматические пистолеты востребованы новичками. А хорошо экипированные выжившие используют их лишь как вынужденную замену основному оружию. Урон от них низкий. Снабжены прицелами, фонариками и глушителями.

Сигнальный пистолет призван всего лишь привлекать внимание – своих и врагов. Пистолеты-пулемёты стреляют очередями и здорово помогают в бою. В комплект к некоторым моделям входят маскировочная сетка, цевьё, приклад и оптические прицелы. Дробовики обладают хорошим убойным эффектом на близком расстоянии, они применяется для охоты и ближнего боя. Карабины – нечто среднее между игрушками и серьёзными стволами, и они наносят серьёзный ущерб. Штурмовые винтовки – классика жанра. Эти серьёзные модернизированные пушки обладают большой мощностью и вместимостью магазина, поэтому их задействуют во всех схватках на просторах карты. Снайперские и охотничьи винтовки – убойное оружие для стрельбы издали. Гранаты включают в себя как образцы со взрывчаткой, так и не летального свойства. Полезны в ближнем бою, незаменимы при рейдах на базы. Есть гранаты наступательные, дымовые, светошумовые. Противопехотная мина требует точечного применения. Она подходит для защиты укромных уголков базы. Для машин не опасна, реагирует лишь на человека.

Движок

Новый движок изрядно повлиял на атмосферу игры. Деревья теперь от ветра гнутся. Звуки стали более реалистичными – игрок вздрагивает и от раската грома, и от волчьего воя. Обновленная анимация сделала героев более живыми. Получив ранение, персонаж начинает хромать. Все в Черноруссии умеют перепрыгивать через заборы и взбираться на крыши зданий. Одежду после ливня приходится сушить у костра, чтобы не застудиться.

Комьюнити

По наблюдениям, при встрече с игроками здесь каждый готов убить каждого за всё и не за что, просто потому что могут. Играть за мирного игрока в Dayz тяжело. Эта установка началась ещё в моде, а затем успешно перекочевала в Standalone, только стала ещё жёстче. В игре есть средства для пыток: наручники, веревка и клейкая лента, с помощью которых можно связать игрока, а затем обокрасть и накормить шампунем, протухшей едой. Или слить с несчастного кровь. Пленника могут просто забить кулаками. Обитают такие отморозки – а их немало – повсеместно, просто в центре карты игроки чаще погибают от пули до того, как попасть в плен.

Есть категория людей, которых называют каннибалами. Парни вроде дружелюбные. Если пригласят отобедать с ними, лучше согласиться, иначе пообедают отказавшимся. Опознать их можно по зловещему смешку. Живут они на на берегу.

Огородники миролюбивы, обитают везде, но очень скрытно, оснащены киркой, тяпкой, лопатой, семенами, фруктами, овощами и жбаном воды. Однако не стоит воровать их ягодки-помидорки – убьют жестоко.

Любители PVP, объявившие войну другим игрокам, обладают лучшей экипировкой, передвигаются по карте с бешеной скоростью и добегают до трупов быстрее всех. Смерть в битве для них – удовольствие. Походка у них странная – раскачиваются из стороны в сторону.

Зерги играют вшестером и более. Это самый редкий тип игроков. Рассказывают легенды об их базах с огромным количеством оружия, которого хватило бы за глаза на оккупацию целой страны. Кемперасты – самые коварные и скрытные, которые всё время прячутся в укромных местах и поджидает противника, чтобы прикончить его без шума и пыли.

Минусы

Жалуются, что игра местами сыровата; не устраивает рандомность лута. На серверах слабый онлайн; оптимизация оставляет желать лучшего. Сетуют на баги и нестабильность многих серверов. Также геймплей некоторые оценивают как скучный.

Плюсы

Огромнейшая карта – на ней реально можно заблудиться; приятная атмосфера; разнообразная техника и вооружение; элементы крафта; сложная и продуманная система потребностей персонажа; масса зомби; мрачная и суровая Черноруссия; реализм зомби апокалипсиса и бескомпромиссно-жесткое PvP.

...DayZ – действительно увлекательная атмосферная игра. На фоне других сурвайверов она выглядит более чем солидно. Игрока, хотя бы раз погрузившегося в неё, уже тянет вернуться в этот мир, полный жути, чтобы ещё раз посидеть у костра с незнакомцем, надеясь не стать его обедом, разговаривать с ним о том о сём, отбиваться ножом от волчьей стаи, таиться в полях от стада упырей. Опять же проверяются основные инстинкты: насколько игрок остаётся человеком в окружении нежити, в условиях анархии и вседозволенности. Пользователей не отпугивает ужас ужасный, а, наоборот, сопровождаемый повышенным выбросом адреналина, служит для них магнитом. Этот самобытный выживач, наконец, учит побеждать страх смерти.

Наталия Розамирина

На нашем проекте в разделе форума вы сможете найти всё необходимое для настройки вашего игрового клиента.